Исламская психология

Что не так с психологией. Часть 2

В первой части* мы обсуждали понятие психологии и ее значимость для современного человека. Мы увидели, что психология не имеет устойчивого фундамента, так как ее предмет абстрактен. Мы узнали, что методы психологической помощи многочислены и основаны на предположениях разных ученых.

В продолжении темы перейдем к вопросу об исламской психологии. Существует ли таковая и нуждается ли мусульманин в психологах?

Душа — это центральное понятие в религии, а ее здоровье соответственно – это главный фокус верующего человека. Ранние исламские ученые использовали термин «ильм-ан-нафс» (знание о душе) и писали труды на эту тему. Душевные болезни, паттерны мышления, чувственный аппарат, эмоции – это и многое другое интересовало исследователей на протяжении существования исламской традиции. Так, с уверенностью можно сказать, что психология не новое понятие в исламе. Почему же мы поднимаем эту тему?

Дело в том, что западная культура, являясь инструментом глобализации, предлагает нам новые концепции и новые термины, взамен религиозных. Вся современная психология основана на западных светских ценностях. В первую очередь, это атеизм, переплетающийся с гуманизмом. Во-вторых, материализм и возвышение желаний человека. Это совершенно отличный от религиозного взгляд на мир.

Сейчас часто можно услышать лозунг «психология через призму ислама». Это маркетинговый обман. По сути, это та же самая светская психология. Все, что сделал данный целитель – скрыл явные понятия куфра и добавил исламские термины. Пару слов «машаАллах», «иншаАллах» – и вот уже толпы мусульманок бегут к такому психологу, несмотря на то что его методы терапии противоречат религии. У вас практически нет шанса встретить настоящего исламского психолога. Психология, которая преподается в университетах – это западная психология. Методы психологического консультирования – это методы западных психологов.

Очевидно, что у верующего основой для понимания устройства души должны быть Коран и сунна. Почему это важно? Современные методы психологического консультирования основаны на той или иной теории. Каждая теория предлагает свое видение устройства души (читай – психики). Например, небезызвестный Фрейд дифференцировал личность человека на три составляющих – оно, эго и сверх-эго. Юнг расширил эту модель, добавив несколько элементов – архетипов. Вы можете сами найти альтернативные схемы, предложенные другими учеными. Появляются новые люди и новые теории. Ни одна из них не может быть доказана или опровергнута. Ведь кто видел и может описать душу? Психолог лишь выбирает, на основании какой модели он будет работать с клиентом.

Однако обратившись к Священному Писанию, мы получаем более полное представление об устройстве души. Эта информация не очередная теория, а истина, ведь она основана на божественном откровении. Развив эту тему, можно сформировать достоверную модель души человека. Это и сделали исследователи из английского Университета Кингстона – Абдалла Росман и Адриан Койл.

Строение души по исламу
Фото 1. Модель души по исламу**

На фото 1 показано взаимодействие составляющих внутреннего мира человека. Человеческая душа имеет врожденную чистую природу fitra, которая исходит от Аллаха и связана с Ним. Но она становится скрытой и забывается как естественная часть жизни в dunya. На протяжении жизни внутри души происходит динамическое взаимодействие конфликтующих сил, влияющих на психологическое состояние человека. Они определяют уровни выравнивания или несоответствия с фитрой. Этот процесс представлен фиолетовыми элементами в середине модели.

Сердце qalb это духовный центр личности, который включает и aql – интеллектуальные способности. Сердце может поддаться низшим импульсам души nafs и стать еще больше рассогласованным с фитрой под влиянием дуньи и шайтана. Это приведет к усилению отрицательных характеристик muhlikat и к состоянию невежественности и беспечности ghafla. Этот процесс представлен красными элементами.

Либо оно может повернуться к божественной природе ruh с поминанием Аллаха и загробной жизни akhirah. Это приведет к усилению положительных характеристик munjiyat и приблизит к состоянию fitra. Этот процесс представлен синими элементами.

Состояние души в любой момент жизни выражается в трех стадиях души – al ammara bil su, al lawwama и al mutmainah.

Душа имеет врожденную склонность к росту из-за ее изначальной связи с Богом. Исламская традиция, руководствуясь Кораном и Сунной, поощряет и отображает для человека пути следования по траектории вверх. Это демонстрируется в описании процессов на пути, которые действуют как механизмы приложения усилия в динамическом взаимодействии внутри души. Душа борется между двумя противоборствующими силами. Эта называется борьба с душой jihad an nafs и очищение души tazkiyat an nafs.

Сравнивая предложенную модель с любой психологической школой, мы увидим, что западный подход очень поверхностный. Каждая из теорий работает с человеком лишь на этом уровне:

Модель души по исламу и западная психология
Фото 2. Область влияния западной психологии на исламской модели души

Так, западная психология не учитывает сверхъестественное и божественное влияние на душу человека, не дает полную картину устройства душевного мира, не позволяет увидеть реальный момент прогресса и не предлагает предел роста и веские причины для него, а также инструменты для поддержания положительного эффекта на протяжении всей жизни.

Стоит заметить, что все инструменты для исцеления души встроены в повседневную религиозную практику мусульманина. Это предполагает прогресс без наличия специальной посторонней помощи. Так, необходимость в большом количестве даже «исламских» психологов не наблюдается. Это подтверждается тем, что на протяжении существования исламской традиции не было «лекарей души», а в отдельных случаях помощь успешно мог оказать любой знающий религиозный брат или сестра.

К сожалению, обогащение является основной мотивацией для деятельности большинства популярных психологов. Но большая популярность не говорит о том, что перед вами хороший психолог. Скорее, хороший маркетолог. Зря потраченные на очередные курсы деньги – это меньшее из зол. Куда более пагубно влияние чуждых верующему идей, повреждающих вероубеждение.

Посланник Аллаха (мир ему и благословения) сказал: «Поистине, станете вы следовать обычаям живших до вас пядь за пядью и локоть за локтем, и (дело дойдёт до того, что) если они проникнут в нору ящерицы, то и вы обязательно последуете за ними!»

* “Что не так с психологией” Часть 1

** Источник: Toward a Framework for Islamic Psychology and Psychotherapy: An Islamic Model of the Soul